Новосибирск | Мостовой переход через Обь (Бугринский мост) |
Санкт-Петербург | Благовещенский мост через Неву |
Санкт-Петербург (новое строительство)
Проектирование, разработка рабочей документации, строительный контроль
Период работ по проекту: 2004 –
2016
Генеральный проектировщик: АО «Институт «Стройпроект»
Заказчик: АО «Западный скоростной диаметр»
Западный скоростной диаметр (ЗСД) в Санкт-Петербурге – один из проектов, давших мощный импульс развитию Северной столицы как мегаполиса и одного из крупнейших транспортных узлов Европы. Эта современная многополосная трасса соединила Юго-Западную часть города с Кольцевой автодорогой, Васильевским островом, Курортным районом и трассой «Скандинавия». ЗСД – крупнейший в России транспортный проект, реализованный в рамках государственно-частного партнерства, который определил развитие Санкт-Петербурга в качестве крупного транспортного узла мирового уровня.
Магистраль ЗСД проходит (с юга на север) от пересечения Кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга (КАД) с Дачным пр. – вдоль железнодорожных веток Балтийского направления и северного железнодорожного полукольца – через район Кировского завода к Лесному порту – по акватории Финского залива и вдоль западной оконечности Васильевского острова и Петроградской стороны – по территории Приморского и Выборгского районов (пересекая КАД у автозавода «Хендай») и заканчивается подключением к автодороге Е-18 «Скандинавия» в районе поселка Белоостров (Курортный район). Магистраль связывает Морской порт с важнейшими федеральными трассами. Большое количество искусственных сооружений в составе трассы связано с необходимостью пересекать плотную городскую застройку, водные объекты, включая обширные участки Невской губы.
Архитектурно-концептуальная задача при проектировании ЗСД состояла в нахождении единого образа, узнаваемого и отличающегося от многих существующих объектов. Этот отличительный образ современного транспортного сооружения должен прослеживаться на всем протяжении магистрали. Характерные сооружения – дугообразные опоры освещения, криволинейное шумозащитное ограждение создали единый архитектурный стиль трассы, поэтому ЗСД воспринимается не просто как автодорога, а как единый инженерно-архитектурный комплекс.
Западному скоростному диаметру принадлежат два рекорда по одним из самых протяженных мостовых сооружений в России:
1. Второе место по протяженности в России – южная эстакада основного хода с мостами через Морской канал и Корабельный фарватер – 9378 метров.
2. Третье место – северная эстакада основного хода с мостами через Петровский канал и Елагин фарватер – 8794 метров.
Основные характеристики:
• общая протяженность – 46,6 км
Строительство ЗСД
Строительные работы на ЗСД начаты осенью 2005 г. 30 октября 2008 г. состоялся пуск I очереди ЗСД. В мае 2011 г. на открытом участке ЗСД (I очередь и часть II очереди до Благодатной ул.) введен платный проезд. 18 сентября 2010 г. открыто движение по участку III очереди от площадки автозавода Hyundai до Кольцевой автодороги. 14 октября 2010 г. состоялось открытие движения на участке II очереди до Благодатной ул. 29 декабря 2011 г. открыто (частично) движение по транспортной развязке на пересечении ЗСД и Кольцевой автодорогой в районе автозавода Hyundai. 10 октября 2012 г. состоялся пуск участка II очереди ЗСД от Благодатной ул. до р. Екатерингофки. Таким образом, был введен в строй весь южный участок магистрали. 2 августа 2013 г. состоялся пуск северного участка магистрали. В торжественной церемонии открытия принял участие Президент РФ В.В. Путин. В 2013 г. началось строительство самого сложного Центрального участка магистрали. 2 декабря 2016 г. открыто сквозное движение по центральному участку ЗСД. В торжественной церемонии принял участие Президент РФ В.В. Путин.
ЗСД – трасса инновационная в самых разных отношениях. Это первая скоростная магистраль, соединяющая южную и северную окраины Петербурга с его центральными районами, а также первая платная автодорога Северной столицы.
В составе ЗСД запроектированы уникальные для России мостовые сооружения центрального участка ЗСД, которые стали неотъемлемой частью морского фасада Санкт-Петербурга:
– двухъярусный мост на пересечении с главным судоходным фарватером города – Морским каналом (длина моста 734 м, длина центрального пролета 168 м, подмостовой габарит по высоте 52 м);
– вантовый мост над Корабельным фарватером (длина моста 620 м, длина центрального пролета 320 м, подмостовой габарит по высоте 35 м);
– вантовый мост над Петровским фарватером (длина моста 580 м, длина центрального пролета 220 м, подмостовой габарит по высоте 25 м).
Значительная часть трассы ЗСД проходит по узкому коридору в условиях плотной промышленной застройки. На участке II очереди между пр. Стачек и р. Екатерингофкой дефицит свободной площади ощущался особенно остро. В этой связи проектировщиками на данном участке, а также на части IV очереди были применены двухъярусные фермы, обеспечивающие движение в одном направлении понизу, а в другом – поверху (по 4 полосы в каждом направлении). Фермы расположены на кривой в плане, причем переменного радиуса, с виражами и переходными участками, что крайне редко встречается в практике двухъярусных пролетных строений. Максимальная длина пролета – 144 м.
Есть в проекте ЗСД и другие, менее масштабные, но интересные решения. Например, пункт сбора платы на съезде на Автомобильную улицу (а составе I очереди), построенный в два яруса из-за крайне стесненных условий. Устройство противофильтрационной завесы для земляного полотна в выемке на Васильевском острове.
«Стена в грунте» – это эффективное техническое решение по устройству противофильтрационной завесы, экономически более целесообразное, чем использование шпунта или буросекущих свай. Решение успешно реализовано при строительстве центрального участка ЗСД
|
16.07.2020
Западный скоростной диаметр вошёл в ТОП-20 самых главных и красивых проектов Санкт-Петербурга 15 июля на онлайн-конференции, организованной «РБК Петербург» и проектом Retrogradu.Net, архитекторы, историки и урбанисты назвали главные знаковые проекты Петербурга за последние 20 лет, среди них отмечен Западный скоростной диаметр (ЗСД). |
| |
|
26.08.2019
Получено положительное заключение на проект подготовки территории строительства подключения ЗСД к Широтной магистрали скоростного движения Получено положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России» на проектную документацию по подготовке территории строительства. |
| |
|
08.04.2019
Вантовый мост над Корабельным фарватером в составе ЗСД отмечен Дипломом конкурса «Алюминий в архитектуре 2019» Российский конкурс «Алюминий в архитектуре 2019» прошел в рамках международного форума «Алюминий в архитектуре и строительстве 2019» (AlumForum). Участников конкурса приветствовали председатель Союза архитекторов России Н. Шумаков, сопредседатель Алюминиевой Ассоциации И. Казовская, директор по развитию потребления алюминия в России и странах СНГ компании РУСАЛ Ю. Шивилов и председатель жюри конкурса – основатель архитектурного бюро «Giencke & Company Architects» Ф. Гинке (Австрия). |
| |
![]() |
04.12.2017
Западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге победил в Профессиональном Конкурсе НОПРИЗ на лучший проект 2017 29 ноября в Москве состоялась торжественная церемония награждения победителей Конкурса Национального объединения изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ) на лучший проект. |
| |
![]() |
17.11.2017
«Стройпроект» победил в конкурсе «Лидер освоения инноваций в дорожном хозяйстве РФ 2017» По итогам VI Всероссийского конкурса АО «Институт «Стройпроект» признан победителем в номинации «Инновации в проектировании». Конкурс организован НП «АСДОР» совместно с Государственной компанией «Автодор». |
|
|
Новые транспортные развязки с Западным скоростным диаметром Новые развязки запроектированы в целях развития подключения улично-дорожной сети Санкт-Петербурга к Западному скоростному диаметру и улучшат комфорт пользователей и доступность магистрали и отдельных районов Санкт-Петербурга.
|
|