Новосибирск | Мостовой переход через Обь (Бугринский мост) |
Санкт-Петербург | Благовещенский мост через Неву |
Московская, Тверская, Новгородская, Ленинградская области, Санкт-Петербург (строительство)
Проектирование, разработка рабочей документации, строительный контроль
Период работ по проекту: 2008 –
2020
Генеральный проектировщик: АО «Институт «Стройпроект»
Заказчик: Государственная компания «Российские автомобильные дороги»
Трасса М-11 «Нева» общей протяженностью 669 км протянулась от Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД) до примыкания к Кольцевой автомобильной дороге (КАД) вокруг Санкт-Петербурга. Автодорога проходит по территориям Центрального и Северо-западного федеральных округов, по Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областям в обход всех населенных пунктов. Новая трасса в основном идет параллельно существующей федеральной трассе М-10 «Россия» и пересекает ее на км 58, км 149, км 208, км 258, км 334, км 543. В местах пересечений устроены транспортные развязки в разных уровнях. Это позволяет распределить транспортные потоки между трассами М-10 «Россия» и СПАД.
Трасса М-11 – федеральный проект, реализуемый с применением государственно-частного партнерства. Разработка проекта дублера существующей автодороги М-10 «Россия» велась на протяжении длительного периода времени, его первоначальная концепция была включена в генплан Москвы и Московской области еще в начале 1970-х годов.
Строительство автомагистрали ведется в несколько этапов, каждый из которых является самостоятельным инвестиционным проектом.
«Стройпроект» принимал участие в разработке проекта строительства 6 этапа трассы М-11 протяженностью 217 км, проходящего по территории Тверской и Новгородской областей (введенного в эксплуатацию летом 2018 г.), а также являлся генеральным проектировщиком при разработке рабочей документации на этот участок. Кроме этого, была разработана рабочая документация на первый участок дороги – км 15 – км 58, введенный в эксплуатацию в 2013 г. «Стройпроекту» принадлежит также авторство рабочей документации на 1-й пусковой комплекс М-11 км 58 – км 97 с обходами городов Клин и Солнечногорск, введенный в эксплуатацию в сентябре 2018 г.
В составе 6-го участка 107 искусственных сооружений, в том числе 43 моста и 64 путепровода (22 – над дорогой, 33 – в теле дороги и 9 – в составе транспортных развязок). На 217-километровом отрезке построены четыре пункта взимания платы: на 348-м км, 403-м км, 443-м км и 524-м км, устроено 96 локальных очистных сооружений, 24 площадки отдыха, вблизи населенных пунктов установлены шумозащитные экраны, металлическое барьерное ограждение установлено на всем протяжении участка.
При проектировании 6-го пускового комплекса был выполнен большой объем инженерных изысканий – геологических, топогеодезических, гидрометеорологических, экологических, предусмотренных техническим заданием на стадии разработки проектной документации. Особенности трассы М-11 в том, что она выполняет транзитные функции, фактически рассекает территории, по которым проходит на две части, и на всех участках запроектировано много искусственных сооружений, которые обеспечивают связь разобщенных территорий. Кроме того, очень много искусственных сооружений запроектировано для ведения лесного хозяйства, так как трасса пересекает много лесовозных дорог.
Основные технические характеристики:
– техническая категория 1А, на отдельных участках 1Б
– количество полос движения – 4 – 6
– расчетная скорость 150 км/час.
Первый этап, участок км 15 – км 58.
Основные технические характеристики:
– категория – 1А
– число полос движения: 10 (км 15 – км 36), 8 (км 36 – км 58)
Протяженность участка – 43 км. В составе трассы: 5 транспортных развязок, 5 мостов, 18 путепроводов, 2 пешеходных путепровода, 5 зверопереходов. Строительство этого участка велось по схеме государственно-частного партнерства (на основе концессионного соглашения). Разработку рабочей документации Институт произвел с учетом опыта и требований зарубежных партнеров (французская группа Vinci – один из участников концессии ООО «СЗКК», французская компания Setec – консультант концессионера, и др.).
Проектом предусмотрена эксплуатация участка автомобильной дороги на платной основе. Торжественная церемония открытия участка состоялась 23 декабря 2014 г. В ней приняли участие Руководитель Администрации Президента России Сергей Иванов, Министр транспорта Сергей Соколов, Мэр Москвы Сергей Собянин.
Мост экстрадозной системы через Волгу в Тверской области:
– длина моста 1109 м
– длина руслового пролета 368 м
– судоходный габарит 140х17 м.
Шестой этап, участок км 334 – км 543.
В составе шестого участка 107 искусственных сооружений, в том числе 43 моста и 64 путепровода (22 — над дорогой, 33 — в теле дороги и 9 — в составе транспортных развязок). На 217-километровом участке с 4 полосами движения построены четыре пункта взимания платы: на км 348, км 403, км 443 и км 524, устроено 96 локальных очистных сооружений, 24 площадки отдыха, вблизи населенных пунктов установлены шумозащитные экраны, металлическое барьерное ограждение установлено на всем протяжении участка. На этом участке трасса пересекает две судоходные реки (Мсту и Волхов). Трасса проходит по территории Тверской и Новгородской областей. Введена в эксплуатацию летом 2018 г.
Мост через р. Мсту:
– длина 386 м
– длина центрального пролета 75 м
– судоходный габарит 60 х 9,5 м
– схема разбивки русловой части (63+75+63) м.
Мост через р. Волхов — самый протяженный на трассе, его длина составляет 868 м:
– длина центрального пролета (91,5+91,5) м
– судоходные габариты 2 х (80 х 13,5) м
– схема разбивки русловой части (50+2х91,5+50) м.
Мост через р. Волхов – внеклассное сталежелезобетонное сооружение с 13 опорами и 12 пролетами. Примечательно то, что строился он методом непрерывного бетонирования, причем группы бетонирования двигались навстречу друг другу – с правого и левого берегов.
На этом участке «Стройпроект» вел генеральное проектирование по РД.
Пятый этап, участок км 258 – км 334.
Трасса проходит по территории Тверской области в обход Вышнего Волочка. Является первым построенным участком автодороги, движение по которому было торжественно открыто 28 ноября 2014 г. На участке протяженностью 72 км построено 54 искусственных сооружения, в том числе 14 мостов, 40 путепроводов и две разноуровневые транспортные развязки на пересечении с существующей трассой М-10.
Мост через р. Тверцу:
– длина 140 м
– ширина пролетного строения 12,85 м
– схема (24+30+33+36+45+30) м.
Мост через р. Цну:
– длина 106 м
– пролетные строения раздельные под каждое направление движения по схеме (27+42+30) м
– ширина пролетного строения 12,85 м.
Мост через р. Шлину:
– длина 207 м
– ширина пролетного строения 12,85 м
– схема (24+30+33+36+45+30) м.
Седьмой и восьмой этапы, участки км 543 – км 646 и км 646 – км 684.
Общая протяженность 7-го этапа составляет 104 км (Новгородская и Ленинградская области). 8-ой этап строительства проходит через Ленинградскую область в Тосненском районе и заканчивается в черте Санкт-Петербурга (длина 34 км).
Большое внимание уделено требованиям охраны окружающей среды. Так, ряд мостовых сооружений предназначен для прохода диких животных.
Уникальность этого объекта еще в том, что проектировщикам пришлось проходить участки знаменитых Валдайских болот, основание которых «славится» своей низкой несущей способностью и склонностью к деформациям. С этим обстоятельством были связаны серьезные проблемы и в период проектирования, и в период строительства. На трассе встретились все виды болот, которые известны — верховые болота (олиготрофные), низинные (эутрофные) и переходные болота (мезотрофные). По строительной классификации эти болота делят ся на три типа: 1-й — грунты обладают достаточной прочностью, 2-й — грунты не обладают достаточной прочностью и при нагрузке обжимаются, 3-й — грунты выдавливаются в период отсыпки. Соответственно, технологии при проектировании и строительстве при менены разные — от замены (выторфовывания) и выдавливания грунтов, до устройства оснований на сваях на гибких ростверках. Также выполнены мероприятия, стабилизирующие осадку насыпи и делающие ее равномерной на всем протяжении. В основу расчетов проектировщиков легли материалы инженерных изысканий.
![]() |
24.07.2020
Сотрудникам Стройпроекта вручены государственные и ведомственные награды Указом Президента РФ 467 от 20.07.2020 за большой вклад в строительство скоростной автомобильной дороги «Москва – Санкт-Петербург М-11 «Нева» награждены сотрудники Стройпроекта. |
| |
![]() |
29.06.2020
Открыт памятник «Погибшим при защите Отечества» на трассе М-11 «Нева» 28 июня на 561-м километре трассы «Нева» в Новгородской области (в районе деревни Мясной бор) открыт памятник, посвящённый подвигу бойцов второй ударной армии РККА, участвовавших в боях Любаньской операции по прорыву блокады Ленинграда в 1942 году. |
| |
![]() |
27.11.2019
Дан официальный старт движению по последнему, восьмому, участку скоростной трассы М-11 «Москва – Санкт-Петербург» 27 ноября открыт завершающий, восьмой участок платной федеральной трассы М-11 «Москва — Санкт-Петербург». В торжественной церемонии открытия принял участие Президент РФ Владимир Путин. |
| |
![]() |
03.09.2019
Открыто движение по седьмому этапу скоростной трассы М-11 3 сентября открыто движение по седьмому этапу трассы М-11 «Москва — Санкт-Петербург». В 11:30 на 561-м километре автодороги состоялась торжественная церемония. |
| |
![]() |
03.09.2018
В Подмосковье состоялась церемония открытия рабочего движения по новому участку трассы М-11 1 сентября открыто рабочее движение автомобилей по участку км 58 – км 97 платной скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург. Старт движению дали помощник президента РФ Игорь Левитин, полпред президента в ЦФО Игорь Щеголев, губернатор Московской области Андрей Воробьев, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин, председатель правления ГК «Автодор» Сергей Кельбах, руководители АО «Институт «Стройпроект» и др. официальные лица. |
|