Транспортное планирование (Санкт-Петербург, Ленинградская обл.)
Научно-исследовательская работа
Период работ по проекту: 2016 –
2017
Генеральный проектировщик: АО «Институт «Стройпроект»
Заказчик: АХО «Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области»
Санкт-Петербург и Ленинградская область тесно связаны между собой — историческими, культурными, социально-демографическими, экономическими, трудовыми, транспортными, административно-управленческими связями. С этой точки зрения, город и прилегающие районы Ленинградской области можно определить как Санкт-Петербургскую агломерацию.
До 1931 г. город-ядро и прилегающие территории входили в состав единого административно-территориального образования. Динамика расселения показывает, что два последние десятилетия вокруг Санкт-Петербурга происходит существенная концентрация населения, сгущаясь и уплотняясь непосредственно вокруг города. Пригородные территории очень быстро застраиваются и притягивают значительный поток мигрантов. Высокая населённость и недостаток инфраструктуры в пригородах оказывают негативное влияние и на качество жизни в городе.
В основе успешного функционирования агломерации на текущий и долгосрочный период должно лежать согласованное развитие территорий Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В этом ключе выполнены следующие исследовательские работы:
• комплексная оценка современного состояния транспортной системы территории проектирования, оценка её возможностей обеспечения транспортных потребностей до 2020-х, 2030-х и 2050-х годов;
• анализ основных решений по размещению объектов капитального строительства транспортного назначения, определённых действующими градостроительными документами, оценка эффективности принятых проектов развития транспортной инфраструктуры;
• формирование вариантов развития транспортной системы территории проектирования, обеспечивающих решение проблем транспортного обеспечения населения;
• определение технических параметров объектов транспортной инфраструктуры и требуемых земельных ресурсов для их размещения;
• выполнение расчётов по всем сценариям развития транспортной системы территории проектирования методом транспортного моделирования;
• укрупнённая оценка затрат на создание объектов транспортной инфраструктуры на территории проектирования;
• разработка оптимального перечня мероприятий (объектов) развития транспортной инфраструктуры на территории проектирования на период до 2050 года с выделением первой очереди до 2020 года и второй очереди до 2030 года на основании сравнительной оценки социально-экономической эффективности указанных мероприятий;
• подготовка обосновывающих материалов для корректировки градостроительных документов Санкт-Петербурга и Ленинградской области;
• подготовка предложений по обеспечению дополнительных поступлений в бюджет Санкт-Петербурга за счёт привлечения внебюджетных источников финансирования мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры территории проектирования. В ходе разработки проекта достигнуты следующие показатели эффективности предлагаемых мероприятий:
• увеличение скорости движения общественного транспорта на 4%;
• сокращение времени поездки на общественном транспорте на 4 мин 50 сек;
• увеличение доли перевозок внеуличными видами транспорта (трамвай, метро, электропоезд) с 50,6% до 61,9%;
• увеличение скорости движения на улично-дорожной сети на 13,1 км/ч, в том числе скорости движения легковых автомобилей на 12,9%;
• удельный вес дорог, работающих в режиме перегрузки, снизился с 6,2 до 2,4%.