22.04.2013
17–18 апреля в Санкт-Петербурге состоялось обсуждение европейских нормативов («еврокодов») в сфере мостостроения и возможностей для использования этих нормативов в российских условиях. В семинаре «Проектирование мостов с использованием еврокодов» приняли участие: руководитель Федерального дорожного агентства РФ Роман Старовойт и его заместитель Николай Быстров, представители Европейской комиссии, около 150 авторитетных специалистов из проектных подразделений ведущих компаний России, Белоруссии, Казахстана, Украины.
В роли организаторов семинара выступили:
- Министерство транспорта и Федеральное дорожное агентство РФ;
- Структуры Европейский комиссии – Директорат «Объединенный и исследовательский центр» (DG Joint Research Centre) и Директорат промышленности (DG Enterprise and Industry), а также Европейский комитет по стандартизации (European Committee for Standardization);
- ЗАО «Институт «Стройпроект».
Семинар стал частью масштабной работы, которая ведется уже на протяжении двух лет в формате Регулятивного диалога «ЕС – Россия» (в Подгруппе строительного сектора). Для выработки единых подходов к сближению европейских и российских технических стандартов не случайно были выбраны именно мосты, поскольку это сложные инженерные сооружения, к которым предъявляются жесткие требования по безопасности. Опыт гармонизации еврокодов и российских нормативов, полученный при обсуждении вопросов мостового проектирования, послужит моделью для распространения и на другие сферы строительной деятельности.
Повышенный интерес к еврокодам в мостостроении определяется тем, что российские нормативы во многом устарели и не учитывают ни современных требований к долговечности дорожных сооружений, ни современных технических возможностей. Еврокоды могут восполнить ряд недостатков в отечественной нормативной базе, и в то же время являются более гибкой, инновационно-ориентированной системой, позволяющей проектировщикам более полно использовать свой профессиональный опыт и новейшие материалы и технологии. Руководитель Федерального дорожного агентства Роман Старовойт заявил на открытии семинара: «Мы заинтересованы в изучении передового мирового опыта в этой области, а также в применении лучших мировых практик при реализации проектов строительства мостовых переходов, в том числе и еврокодов. Их изучение и адаптация должны стать одним из основных источников информации для совершенствования отечественных норм».
Ряд российских компаний (включая участников семинара) уже имеет опыт проектирование мостовых сооружений по еврокодам. Однако в целом российская сторона стоит на позициях постепенной адаптации и внедрения европейских норм в российскую практику, так как к немедленному переходу на еврокоды страна не готова. Одномоментное внедрение еврокодов принесло бы нашей дорожной отрасли больше вреда, чем пользы, хотя бы потому, что потребовало бы кардинального изменения методов испытаний и сертификации строительных материалов. Это поставило бы отечественных подрядчиков и поставщиков материалов в невыгодные условия. Тем не менее, интеграция российской и европейской нормативной систем необходима. Это связано не только с тем, что еврокоды как таковые представляют более современную систему, но и с реальными перспективами привлечения в Россию передовых технологий, а также возможностями работы российских компаний на европейском рынке. Представитель Директората промышленности Европейской комиссии Винсент Леос-Аргуэллес (Vicente Leoz-Argüelles) подчеркнул, что гармонизация российских и европейских стандартов проектирования должна стать «дорогой с двусторонним движением»: как для европейских компаний на российский рынок, так и для российских – на европейский.
Как отметил генеральный директор Института «Стройпроект» Алексей Журбин, представители иностранных компаний дорожной отрасли, когда их спрашивают о том, что мешает им прийти на российский рынок, называют те же самые проблемы, что и их российские коллеги. Например – отношение государственной экспертизы в России к инновациям, отсутствие у заказчика достаточных полномочий для принятия принципиальных решений по проектам, невозможность для подрядчика получить бонус за сэкономленные путем использования альтернативных технологий и материалов средства заказчика, выбор подрядчика зачастую без учета его опыта и квалификации, и т.д. Поэтому интеграция европейского и российского опыта объективно служит развитию нашей дорожной отрасли.
Помимо детального обсуждения практических аспектов проектирования мостов с использованием еврокодов, практическим результатом семинара стало создание трех рабочих групп по следующим направлениям:
- Основы проектирования и воздействия на сооружения (еврокод EN 1990, еврокод EN 1991);
- Проектирование железобетонных мостов (еврокод EN 1992);
- Геотехническое проектирование (еврокод EN 1997).
Персональный состав групп, сообщил заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Николай Быстров, будет определен в мае. По словам Николая Быстрова, в настоящее время модернизация российской нормативной базы в дорожной отрасли идет ускоренными темпами (40–50 новых стандартов в год), и за три–четыре года планируется вывести ее на уровень лучших мировых образцов.
Фотографии