Барнаул, Алтайский край (новое строителельство)
Проект
Период работ по проекту: 2016 –
2018
Генеральный проектировщик: АО «Институт «Стройпроект»
Заказчик: КГКУ «Управление автомобильных дорог Алтайского края»
Проект предполагает строительство полукольца, связывающего федеральные автодороги Р-322 (Барнаул — Рубцовск до границы с Республикой Казахстан), Р-256 («Чуйский тракт») и автодорогу Р-380 «Павловский тракт».
Строительство обхода Барнаула позволит разгрузить городскую улично-дорожную сеть от транзитных грузопотоков и послужит стимулом к развитию межрегиональных и международных транспортно-экономических связей. Реализация проекта предусмотрена с использованием государственно-частного партнёрства.
Основные параметры
Обход города Барнаула с мостом через р. Обь является одним из первых проектов в России, в рамках которого в «Стройпроекте» создавалась информационная модель всего объекта проектирования.
Созданная информационная модель полностью соответствует проектной документации и включает в себя, кроме дорожной части, все искусственные сооружения (более 30 мостовых сооружений), мост через реку Обь, инженерные коммуникации, площадки отдыха, элементы окружения и организации дорожного движения. Для максимальной наглядности проектные решения были дополнены существующим рельефом с наложенной на него актуальной аэрофотосъемкой. Объекты информационной модели содержат атрибутивную информацию с данными об объемах, типах элементов, их характеристиками и т.п. Кроме того, информационная модель содержит ссылки на комплекты документации.
Сама модель позволила упростить процесс проектирования и оперативно принять оптимальные проектные решения.
Специалисты «Стройпроекта» занимаются разработкой отечественного программного обеспечения для BIM-моделирования и уже сегодня способны создавать информационные модели практически для любых (даже самых протяженных) линейных объектов. Важной особенностью этого ПО является расположение всех данных, используемых для построения модели, на серверах на территории Российской Федерации.
В настоящее время в РФ отсутствуют обобщённые объективные расчёты экономической эффективности потенциального внедрения технологий ИЦМ применительно к ТИ. Однако о её масштабе позволяют судить данные о соответствующих результатах в области ПГС в других страна. Так, в Великобритании (согласно М.Г. Король, 2016 г.) снижение себестоимости на этапе капитальных затрат составило 20%. По данным опросов проектных организаций, сокращение количества ошибок составило св. 30%, обнаружении и разрешении пространственных коллизий возросло до 100%, ускорение процессов проектирования составило до 20–30%, а сокращение времени на подготовку рабочей документации до 3 раз.
В ходе обследования, проведённого Общероссийским межотраслевым объединением работодателей «НОПРИЗ» совместно с НИУ МГСУ и ООО «КОНКУРАТОР» в 2016 г., экономическая эффективность внедрения BIM в проектировании и строительстве зданий и сооружений характеризуется:
– ростом чистой приведенной стоимости в среднем на 10–25%
– ростом индекса рентабельности на 14–15%
– ростом внутренней нормы доходности на 14–20%
– сокращением сроков окупаемости проекта на 15–17%
– снижением себестоимости проекта, связанной со снижением затрат на стадии строительства до 30%.
При этом отмечается сокращение времени на разработку сметных расчетов на 15%, а точность оценки стоимости строительства повышается за счет снижения ошибки с 10% до 2%. Кроме того, в ходе обследования отмечались сокращение продолжительности процедур экспертизы за счет улучшенной визуализации и доступа экспертов к новым формам представления проекта (как следствие, отпадает необходимость запрашивать дополнительную информацию), снижение административных расходов до 40% за счёт новых правил обмена информацией и проведения совещаний, автоматизации отдельных процедур и рост производительности труда до 30%.