Новосибирск | Мостовой переход через Обь (Бугринский мост) |
Санкт-Петербург | Благовещенский мост через Неву |
Третий инфраструктурный конгресс «Российская неделя ГЧП» прошёл в Москве с 29 марта по 1 апреля 2016 года и собрал более 1600 участников из 76 регионов России. Организатор мероприятия - Центр развития ГЧП при поддержке Торгово-промышленной палаты России, Агентства стратегических инициатив и Деловой России. Приветственное слово в адрес участников конгресса направили премьер-министр Дмитрий Медведев и председатель Государственной думы Сергей Нарышкин.
От «Стройпроекта» в работе конгресса приняли участие: Алексей Журбин, генеральный директор, Ольга Кулешова, заместитель начальника управления экономики строительства.
В рамках пленарного заседания «Инвестиции в инфраструктуру страны – импульс для развития территорий» ведущие эксперты обсуждали, каким образом обеспечить доступ проектов ГЧП к финансовым ресурсам и повысить качество подготовки и управления проектами. С участием руководства Росавтодора и госкомпании «Автодор» прошла пленарная дискуссия, посвящённая вопросам распределения рисков между государственными и частными партнёрами при реализации транспортных инфраструктурных проектов. Затем состоялся стресс-тест проектов, претендующих на финансирование из Федерального дорожного фонда. Стресс-тест прошли: проект Удмуртской республики по строительству обхода города Ижевска, проект Пермского края по строительству моста через реку Чусовую и проект Новосибирской области по строительству четвёртого моста через реку Обь в Новосибирске. По итогам голосования участников наиболее инвестиционно привлекательным стал проект Новосибирской области.
В своём интервью А. Журбин отвечал на вопросы корреспондента журнала «Дороги. Инновации в строительстве» на тему ГЧП проектов:
- Как вы оцениваете потенциал региональных инфраструктурных проектов на основе государственно-частного партнёрства? Насколько выгодно инвесторам вкладывать средства в такие проекты?
- Я бы сказал, что потенциал таких проектов в регионах весьма велик. Уже сегодня можно назвать дюжину региональных проектов, которые достаточно хорошо, хотя и в различной степени готовности, проработаны для реализации на основе ГЧП. Более того, я точно знаю, что как минимум столько же регионов идентифицировали у себя подобные потенциальные проекты и сейчас готовятся к первым практическим шагам по подготовке к их реализации.
- Когда говорят про ГЧП-проекты, обычно подразумевают капиталоёмкое строительство мостов и обходов городов. Однако развитие инфраструктуры включает в себя придорожный сервис, посты весового контроля, транспортные системы, и другие проекты, которые также можно реализовывать, используя механизм ГЧП. Рассматриваете ли вы участие в таких проектах? Существует ли на них спрос в регионах?
- Да, конечно. Скажем так, все эти аспекты сейчас являются неотъемлемой частью крупных дорожных проектов, и наша Инженерная группа имеет практический опыт исследования и проектирования этих составных частей дорожной инфраструктуры.
- Какие механизмы ГЧП применимы для реализации региональных проектов?
- В настоящее время Правительством РФ рассматривается создание нового механизма государственной поддержки региональных транспортных проектов. По замыслу разработчиков, источником финансирования станут средства федерального бюджета, поступающие в дорожный фонд в ходе реализации проекта «Платон», т.е. в счёт возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешённую максимальную массу свыше 12 тонн. Предполагается, что средства из федерального дорожного фонда, путём предоставления межбюджетных трансфертов по соглашению между федерацией и регионом, будут направлены на финансирование конкретных автодорожных проектов. Новый механизм финансирования будет распространяться на проекты, стоимость которых превышает 1,5 млрд рублей, структурированные в соответствии с Законом о концессионных соглашениях.
- Проекты с применением механизмов ГЧП требуют определённой подготовки специалистов. Как вы оцениваете кадровый потенциал в регионах?
- Очень приятно сказать, что этот потенциал все время растёт. Увеличивающееся количество реализуемых и готовящихся проектов на основе ГЧП ведёт к тому, что специалисты учатся «на ходу». Помимо этого, положительное влияние имеют дистанционные и очные курсы, проводимые экспертами центра ГЧП, участие региональных кадров в таких, например, мероприятиях как Инфраструктурный конгресс «Российская неделя ГЧП» и других транспортных форумах, где вопросы ГЧП находятся по-настоящему в центре внимания. Хотя, конечно, ещё есть куда расти.
Напомним, что «Стройпроект» является лидером в проектировании платных дорог: Западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге, скоростная платная автодорога Москва-Петербург, трассы М-4 «Дон», М-1 «Беларусь». Сегодня «Стройпроект» разрабатывает проекты ГЧП для 4-го мостового перехода в Новосибирске и обхода Хабаровска.