29.05.2015
Участие в мероприятии приняли первый заместитель Министра транспорта РФ Олег Белозеров, руководитель Росавтодора Роман Старовойт и заместитель руководителя Игорь Астахов, председатель правления Госкомпании «Автодор» Сергей Кельбах, генеральный директор ООО «Автодор - Инжиниринг» Николай Быстров, а также генеральный директор ЗАО «Институт «Стройпроект» Алексей Журбин.
В общей сложности форум объединил более 300 участников - представителей разного уровня власти, руководителей крупнейших проектных и подрядных организаций, производителей современного оборудования и материалов для дорожной отрасли. Мероприятие посетили делегации из Белоруссии, Татарстана, Испании и Бельгии.
В рамках Форума состоялась выставочная экспозиция, на которой Стройпроект представил крупные инновационные проекты: Мостовой переход через р. Обь в створе ул. Ипподромской в Новосибирске, Западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге, Бугринский мост в Новосибирске, Олимпийские объекты в Сочи и другие.
Алексей Журбин выступил с докладом «Включение инноваций в проектную документацию. Проблемы и решения».
Тезисы доклада:
Инженерная группа Стройпроект активно участвует в разработке и внедрении инноваций. Наиболее известные темы института – проектирование участка трассы М-4 «Дон» по российским и европейским нормам; ТЭО трех испытательных дорожных центров; установка по определению износоустойчивости асфальтов к применению зимней шипованной резины; предложения по использованию в дорожных контрактах норм и практик ФИДИК, и многое другое.
Существуют проблемы, которые наиболее ярко проявляются на этапе практического внедрения инноваций, так, например, в ходе проектирования Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге, Бугринского моста в Новосибирске, реконструкции автомобильных дорог М-8 «Холмогоры» и М-4 «Дон» и на других объектах приходилось сталкиваться с системными возражениями государственной экспертизы, отказывающей в согласовании инновационных решений по разным причинам.
Экспертиза из инженерной службы, созданной для проверки инженерных решений на предмет безопасности и технического соответствия нормам и правилам, в последнее время тяготеет к выполнению контрольно-надзорных функций, что не стыкуется с ее базовыми задачами.
Министерство транспорта и Росавтодор совместно с подведомственными дирекциями и управлениями дорог являются полноценной комплексной структурой заказчика-застройщика, которая должна в полной мере использовать свой правовой статус для более независимого и самостоятельного принятия решений.
Между Минстроем и Минтрансом необходимо укреплять отношения поддержки и партнерства, нацеленные на продвижение передовых технологий; исключать практику торможения инноваций по причинам их недостаточного апробирования в российских условиях при наличии гарантированных подтверждений эффективности в соседних странах.
Учитывая общепринятую практику поддержки инноваций со стороны государства (например, так происходит в Германии и странах ЕС), аналогичные подходы и идеологию необходимо продвигать также и в России.
Принимая во внимание поручения Президента РФ по итогам Госсовета в октябре 2014 года, необходимо ставить государственную экспертизу на рациональную правовую основу соответственно задачам, которые она должна решать. Имеет смысл воссоздать ведомственную экспертизу в Минтрансе, так как прецеденты существования ведомственной строительной экспертизы уже имеются.
Введение института модифицированных проектных решений, которые могут приниматься без повторной экспертизы, стало первым примером снижения забюрократизованности процедур в строительстве. Следующим шагом мог бы стать диалог о внедрении инновационных решений в процессе строительства, где инициатором инноваций стал бы заказчик-застройщик и технический заказчик.
Учитывая непроработанность в нашем законодательстве вопросов, cвязанных с внесением изменений в проектные решения в ходе строительства, предлагается шире обращаться к международным практикам регулирования изменений, в частности к тому, как это регулируется в контрактах ФИДИК. Минтрансу и Автодору целесообразно активнее включиться в разработку типовых контрактов под эгидой Минстроя, также используя для этого проформы типовых контрактов ФИДИК.
Совокупность предлагаемых шагов могла бы стать основой механизма, который позволит большой наработанный инновационный потенциал Минтранса и ФДА воплотить в конкретные технические решения, причем делать это не вопреки законодательству, а благодаря ему, снижая издержки и повышая инженерный авторитет дорожников в стране и за рубежом.
Фотографии