Московская, Тверская, Новгородская, Ленинградская области, Санкт-Петербург (новое строительство)
Проект, разработка рабочей документации, строительный контроль
Период работ по проекту: 2008 –
2020
Генеральный проектировщик: АО «Институт «Стройпроект»
Заказчик: Государственная компания «Российские автомобильные дороги»
Один их крупнейших инфраструктурных объектов России – скоростная платная автодорога между Москвой и Санкт-Петербургом. Значительная часть М-11 проходит параллельно автодороге М-10 от Москвы до Санкт-Петербурга в обход крупных населённых пунктов, что обеспечивает комфорт, безопасность и высокую скорость движения.
Строительство М-11 позволило разгрузить М-10 и снизить на ней аварийность. Время в пути от Москвы до Санкт-Петербурга сократилось до 6–7 часов.
Цифры и факты
Основные характеристики автомагистрали
Протяжённость – 669 км
Расчётная скорость – 150 км/ч
Количество полос движения – 4–10
Количество участков строительства – 9.
Стройпроект разработал проектную и рабочую документацию для нескольких участков строительства (этапов), в том числе проекты больших и внеклассных мостовых сооружений на всей автодороге, а также осуществлял строительный контроль на IV и V этапах.
Участки скоростной автодороги М-11 «Нева» Москва – Санкт-Петербург, включая все большие и внеклассные мостовые сооружения на всём протяжении трассы, протяжённость участков работ – 669 км
Головной участок
Участок км 15— км 58 Рабочая документация
I этап
Участок км 58 — км 97 Проектная документация на мосты через р. Истра и Липня. Рабочая документация на весь участок.
II этап
Участок км 97 — км 149 Проектная документация на мост через р. Ямуга. Проект организации строительства моста через р. Шоша
III этап
Участок км 149 — км 208 Проектная документация на мосты через р. Волгу и р. Тверца
IV этап
Участок км 208 — км 258 Строительный контроль
V этап
Участок км 258 — км 334 Строительный контроль. Проектная и рабочая документация на мосты через р. Тверца, Шлина, Цна.
VI этап
Участок км 334 — км 543 Генеральное проектирование (проектная и рабочая документация на весь участок)
VII этап
Участок км 543 — км 646 Проектная документация на мост через р. Питьба, путепровод над М-10, путепровод через железную дорогу Чудово — Новгород. Проект размещения на км 561 памятника «Погибшим при защите Отечества».
VIII этап
Участок км 646 — км 684 Проектная документация на мост через р. Ижора и три путепровода — на пересечении с Пушкинской улицей, в составе транспортной развязки М-11 с КАД и в составе транспортной развязки с подключением к аэропорту Пулково-1. Рабочая документация на мост через р. Ижора, путепровода в составе транспортной развязки с КАД, ПВП на км 679, центральный пункт управления, совмещённый с ПВП, на км 647, автодорожный тоннель на пересечении с Октябрьской железной дорогой Варшавского направления.
При разработке проекта особое внимание было уделено вопросам охраны окружающей среды, например, в теле насыпи автодороги предусмотрены зверопроходы для диких животных.
Трасса дороги проходит по участкам со сложными инженерно-геологическими условиями, например, через знаменитые валдайские болота с очень слабыми грунтами основания. Проектировщикам было необходимо решить проблемы, связанные с низкой несущей способностью грунтов. Были предложены и применены различные технологии усиления грунтов основания – от замены (выторфовывания) слабых грунтов до устройства свайных оснований с гибким ростверком из геосинтетических материалов.
Уникальность этого объекта еще в том, что проектировщикам пришлось проходить участки знаменитых Валдайских болот, основание которых «славится» своей низкой несущей способностью и склонностью к деформациям. С этим обстоятельством были связаны серьезные проблемы и в период проектирования, и в период строительства. На трассе встретились все виды болот, которые известны — верховые болота (олиготрофные), низинные (эутрофные) и переходные болота (мезотрофные). По строительной классификации эти болота делят ся на три типа: 1-й — грунты обладают достаточной прочностью, 2-й — грунты не обладают достаточной прочностью и при нагрузке обжимаются, 3-й — грунты выдавливаются в период отсыпки. Соответственно, технологии при проектировании и строительстве при менены разные — от замены (выторфовывания) и выдавливания грунтов, до устройства оснований на сваях на гибких ростверках. Также выполнены мероприятия, стабилизирующие осадку насыпи и делающие ее равномерной на всем протяжении. В основу расчетов проектировщиков легли материалы инженерных изысканий.